Создание гостехнадзора неразрывно связано с возникновением права собственности у сельхозтоваропроизводителей на технику и своими корнями уходит в далекий 1958 год, когда постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 апреля № 425 было принято решение о ликвидации машинно-тракторных станций (МТС) и передаче машин колхозам. Этим документом и было определено введение должностей государственных технических инспекторов в системе ремонтно-технологических станций (РТС), пришедших на смену МТС.
В задачу технических инспекторов входило осуществление контроля и оказание помощи хозяйствам в вопросах технической эксплуатации машинно-тракторного парка. С образованием в феврале 1961 года Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» служба технического надзора была передана этой организации.
Технический инспектор два раза в год проводил технический осмотр МТП, проверял ход и качество ремонта, хранение техники, нефтепродуктов, запасных частей и ремонтных материалов в колхозах и совхозах. При списании машин и энергетического оборудования требовалось заключение инспектора о техническом состоянии объекта. Кроме того он участвовал в комиссии по проверке знаний и практических навыков механизаторов, прошедших курсы по подготовке и переподготовке трактористов, комбайнеров и машинистов колхозов и совхозов, а также принимал экзамены у трактористов по правилам уличного движения и выдавал им разрешения на допуск к управлению тракторами, выполняющими транспортные работы.
Для обеспечения выполнения задач техническому инспектору предоставлялось право требования предъявления для осмотра машин и оборудования, устранения в установленные сроки выявленных нарушений, за грубое нарушение правил технической эксплуатации и правил техники безопасности изымать у механизаторов удостоверение и отстранять их от выполнения работ на срок до одного месяца. На должностных лиц, непосредственно отвечающих за техническое состояние машинно-тракторного парка, инспектор имел право наложить денежный начет в размере до 10 рублей.
В 1965 году технические инспектора были переведены в сельскохозяйственные органы управления на местах, головная организация – в Министерство сельского хозяйства РСФСР.
Полновесный статус союзной системы с необходимыми надзорными функциями был получен после возложения в 1969 году на Министерство сельского хозяйства СССР ответственности за состояние использования техники. В областных управлениях сельского хозяйства были созданы инспекции госсельтехнадзора на правах отдела с подчинением начальникам управлений. В районных управлениях сельского хозяйства образовались группы инженеров-инспекторов во главе со старшим инженером-инспектором, с одновременным подчинением их областным инспекциям госсельтехнадзора. Одновременно с этим государственные инженеры-инспекторы наделялись полномочиями надзорных органов (запрещение эксплуатации машин, выдача предписаний, лишение механизаторов права управления, право наложения денежных начетов в размере до 10 рублей). Кроме того, в их задачи входила выдача номерных знаков на машины и прицепы в системе сельского хозяйства.
Постановлением Совмина СССР от 23 декабря 1975 года № 1035 основное надзорное звено из групп инженеров-инспекторов было преобразовано в районные инспекции госсельтехнадзора. Был установлен норматив численности районных инспекций.
В качестве дополнительных функций органы госсельтехнадзора стали осуществлять надзор за соблюдением в сельском хозяйстве правил транспортировки, хранения и расходования нефтепродуктов, порядка устранения недостатков в гарантийный период эксплуатации техники, качеством ремонта и технического обслуживания в организациях и на предприятиях «Сельхозтехника» (кроме специализированных).
На районные инспекции возлагалось руководство работой квалификационных комиссий по аттестации трактористов-машинистов и выдачи им удостоверений установленного образца, участие в комиссиях по рассмотрению претензий по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники. Главный государственный инженер-инспектор района возглавлял комиссию, которая определяла целесообразность восстановления или списания машин и оборудования, пришедших в негодность вследствие аварии или стихийных бедствий.
В качестве дополнительных мер воздействия инженерам-инспекторам предоставлялось право налагать на виновных лиц денежные начеты в размере до 50 рублей и направлять в органы прокуратуры материалы о фактах преступно-небрежного использования или хранения техники, а равно ее разукомплектования.
В период существования Госагропрома СССР, в систему которого с 1986 по 1989 годы входили тогда уже переименованные органы гостехнадзора, на инженеров-инспекторов возложили обязанности по регистрации тракторов кооперативов и находящихся в личной собственности граждан, с осуществлением надзора за техническим состоянием и соблюдением правил эксплуатации. Пролонгировано осуществление работ по приему экзаменов и выдаче удостоверений на право управления машинами лицам, имеющим в личной собственности тракторы и самоходные машины.
После распада Союза ССР в 1991-1993 годах деятельность органов гостехнадзора осуществлялась без строгого нормативно-правового регулирования. Падали престиж и значимость органов гостехнадзора, обозначился распад системы надзора. Это дополнялось ростом преступлений из-за отсутствия должного учета и контроля за принадлежностью техники. Сложившая ситуация требовала принятия экстренных и кардинальных мер.
В этой связи и было принято постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 года № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации», утвердившее Положение о гостехнадзоре. Утверждение указанного Положения фактически воссоздало органы гостехнадзора в новом качестве.
На уровне районов, городов, субъектов Российской Федерации и на Федеральном уровне в органах управления АПК было предусмотрено создание государственных инспекций. Установленный порядок надзора вышел за пределы агропромышленного комплекса, а его нормативно-правовая основа не допускает вмешательства в хозяйственную деятельность юридических и физических лиц и защищает владельцев машин от нарушения его прав.
Основой работы государственных инженеров-инспекторов стало исполнение ими надзорных функций не только в агропромышленном комплексе. Надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования осуществляется независимо от их принадлежности.
Функции надзора дополняются работой по регистрации и государственному техническому осмотру машин, регистрации залога зарегистрированных машин, участием в комиссиях по рассмотрению претензий по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники, приему экзаменов и выдаче удостоверений тракториста-машиниста (тракториста).
Федеральным Законом от 20 января 1997 года № 20-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» государственные инженеры-инспекторы гостехнадзора получили право на составление протоколов и наложение административных наказаний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 141 упорядочена структура органов гостехнадзора, которая предусматривает включение районных и городских инспекций, с сохранением их статуса, в состав инспекций субъекта Российской Федерации, которые в свою очередь представлены как самостоятельные структуры органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Главгостехнадзор России остался в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
В связи с принятием данного постановления органы гостехнадзора субъектов Российской Федерации смогли провести реорганизацию и стать юридическими лицами, Государственная инспекция Гостехнадзора Кировской области была организована постановлением Администрации Кировской области от 31 декабря 1998 года и стала структурным подразделением Администрации Кировской области с 1 января 1999 года.
В связи с проводимой в стране административной реформой в 2004 году Главгостехнадзор России был упразднен. Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение органов гостехнадзора было возложено на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое не смогло реализовать планы по разработке нормативно-технической документации, скорректировать ту нормативно-правовую базу, которая устарела и не соответствовала законодательству Российской Федерации.
Федеральным Законом от 31 декабря 2005 года №199-ФЗ внесены изменения в статью 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации», которым возложено осуществление функций по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этим законом 27 декабря 2006 года принят Закон Кировской области № 73-ЗО «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Кировской области».
На уровне Российской Федерации проект закона о гостехнадзоре подготовлен и проходит согласования в структурах Правительства РФ. После принятия закона предстоит вновь создать структуру на уровне Министерства сельского хозяйства, которая сможет координировать деятельность государственных инспекций субъектов Российской Федерации и обеспечить их соответствующей нормативно-правовой базой.